Oi! — музыкальное направление, возникшее в Англии в самом конце семидесятых годов как ответвление панк-рока, призванное вернуть последний к его истинным, пролетарским корням. Oi! — «панк для рабочего класса» — имеет более медленное звучание, чем панк-рок, но нисколько не уступает панку в агрессивности и порой даже превосходит его. Музыка проста, нередко песня в стиле Oi! — это три аккорда, вокал обычно грубый (бывают исключения, например Deadline). Основные oi!-темы: противостояние власти во всех её формах, пролетарская солидарность, ненависть к полиции, околофутбольные страсти, прославление истинно мужских качеств (сила, достоинство и т.д.).
«Oi!» — это кокни-возглас, призванный заставить окружающих обернуться на улице. Считается, что термин «Oi!» в применении к разновидности панк-рока первым использовал Гарри Бушелл. Но возможно, первенство тут принадлежит Стинки Тернеру: фронтмен Cockney Rejects кричал: «Oi! Oi! Oi! Oi!» — в начале каждой песни, заменяя таким образом панковское: «1,2,3,4». До него постоянно использовал возглас «Oi! Oi!» Иэн Дьюри, который, в свою очередь, заимствовал его у кокни-юмориста Джимми Уилера (Jimmy Wheeler), чья фирменная фраза звучала так: «Oi, Oi that’s yer lot».
Русская Street-punk и Oi! сцена Существует по крайне мере 3 отправных даты в отсчете истории отечественной Oi! сцены. Первая точка зрения что, она зародилась вместе с ультраправыми группами России и Украины в середине 90-х. Эта дата не имеет под собой основания по одной простой причине — коллективы бритоголовых существовали и до этого, но вот Oi! музыку они не играли. Лишь изредка можно найти каверы на зарубежных исполнителей. Вторая точка зрения — начинать отсчет от первого Oi! альбома — она является вполне обоснованной за исключением одного нюанса: какой альбом и какой группы считать таковым?
Первым таким альбомом может быть признан «POGOness» 1998 года, в котором достаточно композиций близких к жанру street-punk. В этом случае на роль первой отечественной группы жанра претендует 7teen. В 1999 году выходит в свет альбом нижегородской группы F.P.G — «Родина ждет героев…» в котором также можно найти песни с характерным звучанием. Группа печально прославилась Oi! (в данном случае наверно даже nazi-punk) боевиком «Skinhead», после которого больше не возвращалась в своем творчестве к Oi! звучанию. В 2001 году на московской сцене появляется коллектив Squat Tag Banda. Группа успевает отыграть один концерт и записать единственный альбом, который выдержан в street-punk жанре с использованием элементов ska и даже skinhead-reggae. Альбом издан на кассетах тиражом 150 экземпляров на тогда еще начинающем лейбле OSK records и полностью распродан. Альбом до сих пор можно скачать с официальной странички лейбла.
Наконец в 2003 году российское панк-сообщество узнает о группе Учитель Труда, которая выпускает отличное демо. По сути с УТ и начинается российский Oi! — группа первой стала ассоциировать себя с данным стилем и скинхед-движением. В российских дистро-каталогах она долгое время оставалась единственной позицией с тегом Oi!/Street-punk. Важной вехой становится год 2004 когда в России зарождается фактически вторая по значимости после московской сцена, а именно кировская стрит-панк сцена. В 2004 году она была представлена всего двумя коллективами: Klown$ и Судный День. Музыка первых была мелодичным и грязным стрит-панком, в то время как музыка вторых являлась синтезом анархо-панка и Oi!. Группы стояли и стоят на четких антифашистских позициях и отстаивают идеи субкультурного единения панк и скинхед сцен. Эти позиции нашли свое отражение в лирике песен. Так же в своих песнях группы затрагивали проблематику угнетения рабочего класса, бедности, эко-кризисов и тп. По сути это были первые политизированные группы жанра в России.
В 2005 году выходит альбом сегодняшних лидеров постсоветской Oi-сцены — группы Mister X из Белоруссии. Ответом на этот альбом можно назвать демо-запись первой питерской oi-группы Bukaneros. Обе группы причисляли себя к движению Скинхеды Против Расовых Предрассудков. Надо отметить что демо питерской команды стало первым музыкальным street-punk материалом мирового уровня — отличная игра, тексты на английском языке, потрясающий женский вокал, и злободневная тематика. Обе команды стали фактически законодателями звучания и на долгие 2 года их записи стали образцовыми. В это же время появляются анархо-скинхед команды жанра, такие как Noheads, что свидетельствует о развитии крошечной, но все же многоликой сцены.
В 2006 году сформировался фундамент московской сцены и появились зачатки провинциальных. Открытиями года стали играющие oi! и skinhead r-n-r Bystreet, Ничего Хорошего, Dirty sounds, Beerocephals, Crucified Kids, Face Control, The Zapoy!
К 2008 году на российской сцене насчитывается около 5-10 oi! коллективов и 10-15 street-punk бэндов. Проведено несколько фестивалей подобной музыки и на подходе компиляция отечественной street-punk музыки. Появились активно гастролирующие группы в России и ближнем зарубежье, успевшие выпустить от 2 до 4 альбомов, а некоторые снять клипы и даже концертные видео-записи выступлений. География улично-голосных групп расширилась: Нижний Новгород, Уфа, Самара, Воскресенск, Пермь…
Выпускаются фэн-зины освещающие развитие данной скинхед сцены. В первую очередь стоит отметить зины Street print, Skunx times, Мушкетер, Punxunite, Лысые вести. Долгое время освещением сцены занимались лишь два проекта и оба были сетевыми: сайты streetkidz.ru, redskins.ru. Первый был фактически он-лайн журналом — постились интервью и афиши. Форум второго (сейчас закрыт для незарегистрированных) был просветительским по своему характеру сообществом. Первым же сайтом ознакомившим широкие массы с русским стрит-панком был punxunite.ru, который и до сих пор является эксклюзивным поставщиком записей стрит-панков нашей страны. Год назад рунет обзавелся музыкальным блогом — oi-music.ru, который помимо иностранных групп уделяет немало внимания отечественным проектам.
Считается, что "боевой клич" советских, а позднее российских панков "Хой!" произошел именно от восклицания Oi!
_________________
|